Перейти к контенту Перейти к основной навигации Перейти к нижнему колонтитулу

Неделя нулевого травматизма с 26 апреля по 5 мая 2024 года


Неделя нулевого травматизма с 26 апреля по 5 мая 2024 года

В организациях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь с 26 апреля по 5 мая 2024 года проходит «Неделя нулевого травматизма».

Принципами проведения «Недели нулевого травматизма» являются:

  1. Приоритет жизни работника и его здоровье;
  2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;
  3. Вовлечение работников организации в обеспечение безопасных условий и охраны труда. Необходимо, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах – «Один за всех, все за одного»!
  4. Оценка и управление рисками на производстве;
  5. Обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

Проведение «Недели нулевого травматизма» является дополнением к ежедневной работе по охране труда, в период проведения которого будет усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижения профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранением жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, соблюдением санитарно-гигиенических норм.

ВОЗМОЖНЫЕ ВНЕШНИЕ РИСКИ И МЕРЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Внешний факторМинимизация влияния
Технические факторы
безопасность при передвижении сотрудников к рабочему месту (месту выполнения работ) в пешем порядкевыбор наиболее безопасного пути следования (покрытие, освещение и др.), правильный выбор обуви и одежды, соблюдение ПДД
безопасность при передвижении сотрудников к рабочему месту (месту выполнения работ) на общественном транспорте (транспорте заказчика)самостоятельное соблюдение сотрудниками ПДД, требование соблюдения ПДД водителем ТС
уровень автоматизации процессов, наличие и исправность предохраняющих устройств в местах оказания услугсоблюдение требований и правил пребывания на территории организации, отказ от выполнения оказания услуг в случае неисправности или отсутствия предохраняющих и других устройств влияющих на безопасное выполнение работ
Организационные факторы
несоответствие времени работы организаций (заказчик-исполнитель и т.д.)согласование времени для встреч и выполнения работ, использование режима гибкого рабочего времени для работников
несчастные случаи в командировках и удалённых местах выполнения работ и оказания услугпроведение внепланового выездного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда руководством и специалистом по охране труда организации
Экономические факторы
переменная нагрузка и сезонность в производстве работравномерное распределение нагрузки на сотрудников, перераспределение работ между сотрудниками, обучение сотрудников новым видам работ, привлечение дополнительного персонала на сезонные работы, работа с заказчиками для нивелирования сезонности
Социально-бытовые факторы
противоправные действия третьих лиц (угроза жизни и здоровью, сохранность имущества)исключение (уменьшение) направления и нахождения в одиночестве сотрудников организации в малолюдных местах, периодическое инструктирование работников о правилах поведения в командировках (выбор надёжных мест для ночлега и стоянки транспортных средств, исключение (минимизация) нахождения в среде незнакомых лиц и употребления спиртных напитков)
Санитарно-гигиенические факторы
заболевание работников воздушно-капельными инфекциями (острые респираторные вирусные инфекции, внебольничная пневмония, грипп, ветряная оспа и др.)выдача и применение СИЗ (маска, перчатки), использование антисептиков, отстранение от работы сотрудников с симптомами данных заболеваний, недопуск посетителей в организацию с симптомами данных заболеваний
заболевание болезнями «грязных рук» (дизентерия, холера, ротавирусная инфекция, пищевые токсикоинфекции и др.)обеспечение доступа сотрудников к чистой воде и мылу, использование антисептиков и влажных салфеток
Психофизиологические факторы
напряженность, монотонность и тяжесть трудасоблюдение режима труда и отдыха, организация спортивных пятиминуток, периодическая смена вида деятельности
неблагоприятный моральный климат в организации, а также при осуществлении коммуникаций с заказчиками, партнёрами, поставщикамииспользование спокойной речи, отсутствие агрессивности, надменности, унижений и оскорблении при общении. Посещение комнат психологической разгрузки, работа с психологом.      
Природно-климатические факторы
солнечный свет при работе в офисеправильное расположение экранов мониторов и другой оргтехники, применение жалюзи
интенсивный солнечный свет при нахождении на улицеиспользование головных приборов, солнцезащитных зонтов
повышенная температура окружающей среды при работе в офисеиспользование кондиционеров
повышенная температура окружающей среды при нахождении на улицеповышенное употребление жидкости
дождь при нахождении на улицеиспользование зонтов, плащей, головных уборов, соответствующей обуви
пониженная температура окружающей средыиспользование соответствующей погоде одежды, посещение пунктов для обогрева
сильный ветерприменение ветрозащищённой одежды, укрытий
нападение диких животныхизбегание мест обитания диких животных, соблюдение мер предосторожности
укусы жалящих насекомыхиспользование москитных сеток (при работе в здании), избегание мест обитания жалящих насекомых, использование репеллентов в случае укуса: применение обезболивающих и снимающих отёки мазей и кремов, противоаллергенных средств

Список факторов не является полным и исчерпывающим, а отражает только наиболее типичные из них.

ОХРАНА ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Согласно оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в 2023 году общее число травмированных на производстве составило 1850 человек, из которых 117 погибших.

 Количество травмированных на производствеИз них погибшихВ % к соответствующему периоду прошлого года
травмированных на производствепогибших
Республика Беларусь1850117103,988,6
Брестская2491892,678,3
Витебская2051393,292,9
Гомельская1971898100
Гродненская23313113,7100
г. Минск296189878,3
Минская36822107,691,7
Могилевская30215124,888,2

Основные причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году (по завершенным расследованиям), %

ПричинаУдельный вес от общего числа
причинпричин гибели
Со стороны потерпевших:
нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда25,615,9
нарушение правил дорожного движения2,05,1
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента2,84,3
нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ1,22,2
неприменение выданных средств индивидуальной защиты1,61,4
Со стороны должностных лиц нанимателя:
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда10,014,5
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест3,65,1
допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда3,46,5
допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда3,47,2
необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты1,13,6
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории0,50,7
отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования0,81,4
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств0,92,2
нарушение требований проектной документации0,60,7
конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда0,2
Среди прочих причин:
личная неосторожность20,12,9
нарушение требований по охране труда другими работниками1,52,9
нарушение правил дорожного движения другим лицом3,54,3

По результатам надзорной деятельности в 2023 году из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда:

  • 26,7 процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории;
  • 15,8 процента – по вопросам обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда;
  • 8,6 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты;
  • 5,6 процента – по вопросам наличия и качественной разработки инструкций по охране труда;
  • 3,5 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

По данным ведомственного учета МЧС, в 2023 году в сравнении с 2022 годом количество пожаров на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) уменьшилось на 5,9% (с 741 до 697). Число погибших от пожаров людей на данных объектах уменьшилось на 57,5% (с 40 до 17), травмированных людей уменьшилось на 25,5% (с 51 до 38).

В 2023 году 91,2% (636) от общего числа пожаров на объектах юридических лиц произошло по причинам нарушения производственной и технологической дисциплины и причинам, связанным с «человеческим фактором»:

  • 49,7% (316) – неосторожное обращение с огнем (в том числе детская шалость с огнем);
  • 22,5% (143) – нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования;
  • 10,4% (66) – нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств;
  • 6,4% (41) – поджог;
  • 5,3% (34) – нарушение технологического регламента (процесса);
  • 3,9% (25) – нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ;
  • 1,3% (8) – нарушение правил хранения, использования, изготовления (приготовления) и транспортировки веществ и материалов;
  • 0,3% (2) – нарушение правил эксплуатации пиротехнического изделия;
  • 0,2% (1) – нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов.

Непосредственным объектом возникновения пожаров явились:

  • 22,1% (154) — жилой фонд;
  • 8,9% (132) – сельскохозяйственные объекты;
  • 17,9% (125) – производственные и складские здания (сооружения);
  • 8,2% (57) –предприятия по обслуживанию населения;
  • 5,0% (35) – здания для временного пребывания (проживания) людей;
  • 2,7% (19) – объекты нового строительства, реконструкции, капитального ремонта;
  • 1,4% (10) – учреждения образования;
  • 0,6% (4) – зрелищные и культурно-просветительные учреждения;
  • 0,3% (2) – научные и проектные организации, учреждения управления.

В 70,6% (492) случаев пожаров их развитию способствовало позднее обнаружение.

Согласно официальным статистическим данным, количество пожаров (кроме лесных, неконтролируемое горение вне специального очага, приводящее к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу) составило:

20192020202120222023
Республика Беларусь6 1006 0646 2545 9215 658
Брестская область916891979904826
Витебская область878873949937895
Гомельская область995981976920900
Гродненская область784743742689665
г. Минск305303296339298
Минская область1 4461 4941 5171 4021 289
Могилевская область776779795730785

В 2023 году в организациях, входящих в систему Госстандарта, пожаров и возгораний не зафиксировано.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

По данным Министерства внутренних дел, в 2023 г. (здесь и далее в сравнении с 2022 г., если не указано иное) в республике снизилось число:

  • дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП, дорожное происшествие) на 1,7% (с 3 186 до 3 131, — 55 случаев); в среднем за 5 предшествующих лет (2018 – 2022 гг.) ежегодное число составляло 3 376;
  • погибших в ДТП на 6,9% (с 466 до 434, -32 человека); в среднем за 5 предшествующих лет — 509;
  • раненых в ДТП на 0,7% (с 3 384 до 3 359, -25 человек); в среднем за 5 предшествующих лет – 3 596).

Таблица 1. Сведения о количестве ДТП, погибших и раненых в них людей в регионах республики в январе — декабре 2022-2023 гг.

РегионДТППогиблоРанено
20222023%абс.20222023%абс.20222023%абс.
Брестская обл.4204435,5+239165-28,6-2641346011,4+47
Витебская обл.390366-6,2-246548-26,2-174024020,00
Гомельская обл.4254290,9+46964-7,2-54454797,6+34
Гродненская обл.344310-9,9-344739-17,0-8377338-10,3-39
Минская обл.650649-0,2-112514818,4+23709684-3,5-25
Могилевская обл.384369-3,9-154946-6,1-3421404-4,0-17
г. Минск573565-1,4-8202420,0+4617592-4,1-25
Республика31863131-1,7-55466434-6,9-3233843359-0,7-25

В республике и регионах страны дорожно-транспортная обстановка характеризовалась в целом стабильностью и подконтрольностью органам внутренних дел. Так, в большинстве районов и городов страны (60,6%; 83 из 137) складывалась благоприятная дорожно-транспортная обстановка:

  • не допущено гибели людей в ДТП (19,0%; 26);
  • обеспечена динамика снижения количества жертв дорожных происшествий (44,5%; 61);
  • не допущено роста данного показателя (16,1%; 22).

При этом количество погибших в ДТП возросло более чем в каждом третьем районе (городе) республики (39,4%; 54).

Наиболее сложная ситуация с гибелью людей в ДТП (число погибших возросло на 3 и более) отмечена в:

  • г. Бресте (с 6 до 10), г. Барановичи (с 2 до 5) и Ганцевичском (с 2 до 5) районе Брестской области;
  • Докшицком (с 0 до 3) и Сенненском (с 0 до 3) районах Витебской области;
  • Гомельском (с 3 до 8) и Светлогорском (с 4 до 7) районах Гомельской области;
  • Новогрудском (с 0 до 5) и Ошмянском (с 1 до 4) районах Гродненской области;
  • Березинском (с 1 до 5), Вилейском (с 2 до 5), Дзержинском (с 2 до 5), Крупском (с 1 до 4), Любанском (с 0 до 3), Мядельском (с 0 до 3), Пуховичском (с 4 до 7), Смолевичском (с 10 до 24), Солигорском (с 5 до 9) и Червенском (с 4 до 7) районах Минской области;
  • Быховском (с 0 до 3), Кировском (с 0 до 3) и Мстиславском (с 0 до 4) районах Могилевской области;
  • Московском (с 0 до 3), Октябрьском (с 0 до 5), Советском (с 0 до 3) и Фрунзенском (с 3 до 6) районах г. Минска.

В 2023 г. наиболее распространенными категориями и видами ДТП явились:

  • ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода – 957 (2022 г. – 971) дорожных происшествий (30,6% от общего количества ДТП), в которых 177 (165) человек погибли (40,8% от общего числа погибших) и 811 (841) получили ранения (24,1% от общего количества раненых);
  • столкновение на перекрестке – 381 (2022 г. – 385) дорожное происшествие (12,2%), в которых 27 (19) человек погибли (6,2%) и 485 (465) получили ранения (14,4%);
  • наезд на велосипедиста – 336 (2022 г. – 293) дорожных происшествий (10,7%), в которых 34 (41) человека погибли (7,8%) и 306 (257) получили ранения (9,1%);
  • опрокидывания – 331 (2022 г. – 358) дорожное происшествие (10,6%), в которых 41 (54) человек погиб (9,4%) и 393 (381) получили ранения (11,7%);
  • наезд на препятствия – 288 (2022 г. – 298) дорожных происшествий (9,2%), в которых 42 (63) человека погибли (9,7%) и 328 (326) получили ранения (9,8%).

Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП, в 2023 г. явились:

нарушение ПДД водителями, в т. ч.:

  • нарушение правил проезда пешеходных переходов – 537 (2022 г. – 472) дорожных происшествий (20,7% от числа ДТП по вине водителей), в которых 31 (34) человек погиб и 514 (455) получили ранения;
  • несоблюдение очередности проезда перекрестков – 331 (2022 г. – 361) дорожное происшествие (12,8%), в которых 24 (13) человека погибли и 412 (423) получили ранения;
  • превышение установленной скорости движения – 267 (2022 г. – 286) дорожных происшествий (10,3%), в которых 34 (55) человека погибли и 316 (324) получили ранения;
  • нарушение правил маневрирования – 255 (2022 г. – 278) дорожных происшествий (9,9%), в которых 27 (23) человек погибли и 273 (299) получили ранения;
  • несоблюдение дистанции – 175 (2022 г. – 174) дорожных происшествий (6,8%), в которых 4 (10) человека погибли и 208 (205) получили ранения;
  • выезд на полосу встречного движения – 91 (2022 г. – 99) дорожное происшествие (3,5%), в которых 23 (44) человека погибли и 140 (147) получили ранения;
  • неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки – 76 (2022 г. – 54) дорожных происшествий (2,9%), в которых 1 (5) человек погиб и 89 (62) получили ранения;

нарушение ПДД пешеходами, в т. ч.:

  • переход дороги в неустановленном месте – 80 (2022 г. – 81) дорожных происшествий (28% от числа ДТП по вине пешеходов), в которых 23 (20) человека погибли и 59 (63) получили ранения;
  • нахождение на проезжей части без СВЭ в темное время суток – 64 (2022 г. – 82) дорожных происшествия (22,4%), в которых 32 (41) человека погибли и 33 (41) получили ранения;
  • неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 61 (2022 г. — 52) дорожное происшествие (21,3%), в которых 8 (7) человек погибли и 59 (47) получили ранения.

Наряду с этим сопутствующим фактором 23 (2022 г. – 35) дорожных происшествий (0,7% от общего количества ДТП) явилась техническая неисправность транспортного средства, 35 (2022 г. – 45) ДТП (1,1%) – неудовлетворительное состояние дорог.

В 2023 г. в республике отмечено снижение количества ДТП (-13,0%; с 269 до 234; -35), совершенных по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, погибших (-28,4%; с 81 до 58; -23) и раненых (-6,9%; с 274 до 255; -19) участников движения в таких ДТП. Наряду с этим уменьшилось число ДТП (-24,1%; с 212 до 161; -51), совершенных по вине лиц, не имеющих права управления, погибших (-59,3%; с 64 до 26; -38) и раненых (-12,1%; с 215 до 189; -26) в указанных дорожных происшествиях граждан.

В прошедшем году, несмотря на снижение количества дорожных происшествий (-1,4%; с 971 до 957; -14) с участием пешеходов и раненых (-3,6%; с 841 до 811; -30) в них людей, зарегистрирован рост числа погибших (+7,3%; с 165 до 177; +12) в таких ДТП граждан.

В 2023 г. в республике также снизилось количество дорожных происшествий (-4,7%; с 300 до 286; -14), совершенных по вине пешеходов, и раненых (-10,2%; с 226 до 203; -23) в таких ДТП людей. Вместе с тем возросло число погибших (+12,5%; с 80 до 90; +10) по вине рассматриваемой категории участников движения.

По итогам прошедшего года отмечено снижение количества ДТП (-16,5%; с 139 до 116; -23), совершенных по вине нетрезвых пешеходов.

В прошедшем году в целом по стране отмечен рост количества дорожных происшествий (+14,7%; с 293 до 336; +43) с участием велосипедистов и раненых (+19,1%; с 257 до 306; +49) в указанных происшествиях людей. Наряду с этим сократилось количество погибших (-17,1%; с 41 до 34; -7) участников движения в таких ДТП.

В 2023 г. несмотря на увеличение количества зарегистрированных в республике ДТП (+9,2%; с 379 до 414; +35) с участием детей и раненых в них несовершеннолетних (+11,4%; с 396 до 441; +45), сократилось число погибших в дорожных происшествиях детей (-12,5%; с 16 до 14; -2).

В разрезе категорий чаще других участниками ДТП становились дети-пассажиры (165 или 36,3% от общего количества пострадавших в ДТП детей). Так в 2023 г. 9 (64,3% от общего количества погибших в ДТП детей) несовершеннолетних пассажиров погибли и 156 (35,4% от общего количества раненых в ДТП детей) получили ранения.

Участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов стал 161 (35,4%) несовершеннолетний, из них 3 (21,4%) погибли и 158 (35,8%) были травмированы.

В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 109 (24,0%) детей, из них 2 (14,3%) погибли, 107 (24,3%) ранено.

По итогам прошедшего года травмы получили 20 (4,4%) несовершеннолетних водителей.

Негативные тенденции в состоянии детского дорожно-транспортного травматизма обусловлены увеличением числа зарегистрированных дорожных происшествий (+78,7%; с 61 до 109; +48) с участием несовершеннолетних, передвигающихся на велосипедах, погибших (с 1 до 2) и раненых (+78,3%; с 60 до 107; +47) в них детей.

Наряду с этим возросло число травмированных в ДТП пассажиров моложе 18 лет (+3,1%; с 159 до 164; +5).

72,2% (299 из 414) ДТП с участием детей произошло по вине водителей транспортных средств.

В 2023 г. в республике сократилось количество ДТП, произошедших в сельских населенных пунктах (-3,5%; с 229 до 221; -8), и погибших (-33,3%; с 45 до 30; -15) в таких дорожных происшествиях людей. Вместе с тем по итогам 2023 г. отмечено увеличение числа раненых (+6,3%; с 207 до 220; +13) в рассматриваемых ДТП граждан.

По итогам прошедшего года в республике возросло число дорожных происшествий с участием мототранспорта (+11,5%; с 314 до 350; +36), а также погибших (+41,4%; с 29 до 41; +12) и раненых (+8,8%; с 317 до 345; +28) в таких ДТП участников движения.

Следует отметить, что большинство дорожных происшествий с участием мототранспорта (60,0% или 210 из 350), а также погибших (61,0% или 25 из 41) и раненых (60,9% или 210 из 345) в них людей зарегистрировано по вине водителей указанной категории транспортных средств.

Наибольшее число всех ДТП регистрировалось в пятницу (480), субботу (476) и понедельник (453), погибших в ДТП – в понедельник (79) и субботу (77), раненых – в субботу (524), пятницу (519) и понедельник (490).

По времени суток чаще всего ДТП регистрировались в периоды времени с 7 до 9 часов и с 17 до 21 часов, случаи гибели в ДТП – с 15 до 16 часов и
с 17 до 22 часов, ранения — с 7 до 9 часов, с 15 до 16 часов и с 17 до 21 часа.

Справочно: Значительное влияние на высокий количественный показатель по погибшим и раненым в дорожных происшествиях людей в такой день недели, как понедельник, и в период времени с 15 до 16 часов существенно повлияло ДТП, имевшее место 20 февраля 2023 г. в Смолевичском районе Минской области.

Составлено по материалам, представленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, а также сайтов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, материалам Интернета из открытых источников.