Неделя нулевого травматизма с 26 апреля по 5 мая 2024 года
В организациях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь с 26 апреля по 5 мая 2024 года проходит «Неделя нулевого травматизма».
Принципами проведения «Недели нулевого травматизма» являются:
- Приоритет жизни работника и его здоровье;
- Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;
- Вовлечение работников организации в обеспечение безопасных условий и охраны труда. Необходимо, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах – «Один за всех, все за одного»!
- Оценка и управление рисками на производстве;
- Обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.
Проведение «Недели нулевого травматизма» является дополнением к ежедневной работе по охране труда, в период проведения которого будет усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижения профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранением жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, соблюдением санитарно-гигиенических норм.
ВОЗМОЖНЫЕ ВНЕШНИЕ РИСКИ И МЕРЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Внешний фактор | Минимизация влияния |
Технические факторы | |
безопасность при передвижении сотрудников к рабочему месту (месту выполнения работ) в пешем порядке | выбор наиболее безопасного пути следования (покрытие, освещение и др.), правильный выбор обуви и одежды, соблюдение ПДД |
безопасность при передвижении сотрудников к рабочему месту (месту выполнения работ) на общественном транспорте (транспорте заказчика) | самостоятельное соблюдение сотрудниками ПДД, требование соблюдения ПДД водителем ТС |
уровень автоматизации процессов, наличие и исправность предохраняющих устройств в местах оказания услуг | соблюдение требований и правил пребывания на территории организации, отказ от выполнения оказания услуг в случае неисправности или отсутствия предохраняющих и других устройств влияющих на безопасное выполнение работ |
Организационные факторы | |
несоответствие времени работы организаций (заказчик-исполнитель и т.д.) | согласование времени для встреч и выполнения работ, использование режима гибкого рабочего времени для работников |
несчастные случаи в командировках и удалённых местах выполнения работ и оказания услуг | проведение внепланового выездного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда руководством и специалистом по охране труда организации |
Экономические факторы | |
переменная нагрузка и сезонность в производстве работ | равномерное распределение нагрузки на сотрудников, перераспределение работ между сотрудниками, обучение сотрудников новым видам работ, привлечение дополнительного персонала на сезонные работы, работа с заказчиками для нивелирования сезонности |
Социально-бытовые факторы | |
противоправные действия третьих лиц (угроза жизни и здоровью, сохранность имущества) | исключение (уменьшение) направления и нахождения в одиночестве сотрудников организации в малолюдных местах, периодическое инструктирование работников о правилах поведения в командировках (выбор надёжных мест для ночлега и стоянки транспортных средств, исключение (минимизация) нахождения в среде незнакомых лиц и употребления спиртных напитков) |
Санитарно-гигиенические факторы | |
заболевание работников воздушно-капельными инфекциями (острые респираторные вирусные инфекции, внебольничная пневмония, грипп, ветряная оспа и др.) | выдача и применение СИЗ (маска, перчатки), использование антисептиков, отстранение от работы сотрудников с симптомами данных заболеваний, недопуск посетителей в организацию с симптомами данных заболеваний |
заболевание болезнями «грязных рук» (дизентерия, холера, ротавирусная инфекция, пищевые токсикоинфекции и др.) | обеспечение доступа сотрудников к чистой воде и мылу, использование антисептиков и влажных салфеток |
Психофизиологические факторы | |
напряженность, монотонность и тяжесть труда | соблюдение режима труда и отдыха, организация спортивных пятиминуток, периодическая смена вида деятельности |
неблагоприятный моральный климат в организации, а также при осуществлении коммуникаций с заказчиками, партнёрами, поставщиками | использование спокойной речи, отсутствие агрессивности, надменности, унижений и оскорблении при общении. Посещение комнат психологической разгрузки, работа с психологом. |
Природно-климатические факторы | |
солнечный свет при работе в офисе | правильное расположение экранов мониторов и другой оргтехники, применение жалюзи |
интенсивный солнечный свет при нахождении на улице | использование головных приборов, солнцезащитных зонтов |
повышенная температура окружающей среды при работе в офисе | использование кондиционеров |
повышенная температура окружающей среды при нахождении на улице | повышенное употребление жидкости |
дождь при нахождении на улице | использование зонтов, плащей, головных уборов, соответствующей обуви |
пониженная температура окружающей среды | использование соответствующей погоде одежды, посещение пунктов для обогрева |
сильный ветер | применение ветрозащищённой одежды, укрытий |
нападение диких животных | избегание мест обитания диких животных, соблюдение мер предосторожности |
укусы жалящих насекомых | использование москитных сеток (при работе в здании), избегание мест обитания жалящих насекомых, использование репеллентов в случае укуса: применение обезболивающих и снимающих отёки мазей и кремов, противоаллергенных средств |
Список факторов не является полным и исчерпывающим, а отражает только наиболее типичные из них.
ОХРАНА ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Согласно оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в 2023 году общее число травмированных на производстве составило 1850 человек, из которых 117 погибших.
Количество травмированных на производстве | Из них погибших | В % к соответствующему периоду прошлого года | ||
травмированных на производстве | погибших | |||
Республика Беларусь | 1850 | 117 | 103,9 | 88,6 |
Брестская | 249 | 18 | 92,6 | 78,3 |
Витебская | 205 | 13 | 93,2 | 92,9 |
Гомельская | 197 | 18 | 98 | 100 |
Гродненская | 233 | 13 | 113,7 | 100 |
г. Минск | 296 | 18 | 98 | 78,3 |
Минская | 368 | 22 | 107,6 | 91,7 |
Могилевская | 302 | 15 | 124,8 | 88,2 |
Основные причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году (по завершенным расследованиям), %
Причина | Удельный вес от общего числа | |
причин | причин гибели | |
Со стороны потерпевших: | ||
нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда | 25,6 | 15,9 |
нарушение правил дорожного движения | 2,0 | 5,1 |
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента | 2,8 | 4,3 |
нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ | 1,2 | 2,2 |
неприменение выданных средств индивидуальной защиты | 1,6 | 1,4 |
Со стороны должностных лиц нанимателя: | ||
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 10,0 | 14,5 |
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест | 3,6 | 5,1 |
допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда | 3,4 | 6,5 |
допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда | 3,4 | 7,2 |
необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты | 1,1 | 3,6 |
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории | 0,5 | 0,7 |
отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования | 0,8 | 1,4 |
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств | 0,9 | 2,2 |
нарушение требований проектной документации | 0,6 | 0,7 |
конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда | 0,2 | — |
Среди прочих причин: | ||
личная неосторожность | 20,1 | 2,9 |
нарушение требований по охране труда другими работниками | 1,5 | 2,9 |
нарушение правил дорожного движения другим лицом | 3,5 | 4,3 |
По результатам надзорной деятельности в 2023 году из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда:
- 26,7 процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории;
- 15,8 процента – по вопросам обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда;
- 8,6 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты;
- 5,6 процента – по вопросам наличия и качественной разработки инструкций по охране труда;
- 3,5 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
По данным ведомственного учета МЧС, в 2023 году в сравнении с 2022 годом количество пожаров на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) уменьшилось на 5,9% (с 741 до 697). Число погибших от пожаров людей на данных объектах уменьшилось на 57,5% (с 40 до 17), травмированных людей уменьшилось на 25,5% (с 51 до 38).
В 2023 году 91,2% (636) от общего числа пожаров на объектах юридических лиц произошло по причинам нарушения производственной и технологической дисциплины и причинам, связанным с «человеческим фактором»:
- 49,7% (316) – неосторожное обращение с огнем (в том числе детская шалость с огнем);
- 22,5% (143) – нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования;
- 10,4% (66) – нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств;
- 6,4% (41) – поджог;
- 5,3% (34) – нарушение технологического регламента (процесса);
- 3,9% (25) – нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ;
- 1,3% (8) – нарушение правил хранения, использования, изготовления (приготовления) и транспортировки веществ и материалов;
- 0,3% (2) – нарушение правил эксплуатации пиротехнического изделия;
- 0,2% (1) – нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов.
Непосредственным объектом возникновения пожаров явились:
- 22,1% (154) — жилой фонд;
- 8,9% (132) – сельскохозяйственные объекты;
- 17,9% (125) – производственные и складские здания (сооружения);
- 8,2% (57) –предприятия по обслуживанию населения;
- 5,0% (35) – здания для временного пребывания (проживания) людей;
- 2,7% (19) – объекты нового строительства, реконструкции, капитального ремонта;
- 1,4% (10) – учреждения образования;
- 0,6% (4) – зрелищные и культурно-просветительные учреждения;
- 0,3% (2) – научные и проектные организации, учреждения управления.
В 70,6% (492) случаев пожаров их развитию способствовало позднее обнаружение.
Согласно официальным статистическим данным, количество пожаров (кроме лесных, неконтролируемое горение вне специального очага, приводящее к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу) составило:
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Республика Беларусь | 6 100 | 6 064 | 6 254 | 5 921 | 5 658 |
Брестская область | 916 | 891 | 979 | 904 | 826 |
Витебская область | 878 | 873 | 949 | 937 | 895 |
Гомельская область | 995 | 981 | 976 | 920 | 900 |
Гродненская область | 784 | 743 | 742 | 689 | 665 |
г. Минск | 305 | 303 | 296 | 339 | 298 |
Минская область | 1 446 | 1 494 | 1 517 | 1 402 | 1 289 |
Могилевская область | 776 | 779 | 795 | 730 | 785 |
В 2023 году в организациях, входящих в систему Госстандарта, пожаров и возгораний не зафиксировано.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
По данным Министерства внутренних дел, в 2023 г. (здесь и далее в сравнении с 2022 г., если не указано иное) в республике снизилось число:
- дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП, дорожное происшествие) на 1,7% (с 3 186 до 3 131, — 55 случаев); в среднем за 5 предшествующих лет (2018 – 2022 гг.) ежегодное число составляло 3 376;
- погибших в ДТП на 6,9% (с 466 до 434, -32 человека); в среднем за 5 предшествующих лет — 509;
- раненых в ДТП на 0,7% (с 3 384 до 3 359, -25 человек); в среднем за 5 предшествующих лет – 3 596).
Таблица 1. Сведения о количестве ДТП, погибших и раненых в них людей в регионах республики в январе — декабре 2022-2023 гг.
Регион | ДТП | Погибло | Ранено | |||||||||
2022 | 2023 | % | абс. | 2022 | 2023 | % | абс. | 2022 | 2023 | % | абс. | |
Брестская обл. | 420 | 443 | 5,5 | +23 | 91 | 65 | -28,6 | -26 | 413 | 460 | 11,4 | +47 |
Витебская обл. | 390 | 366 | -6,2 | -24 | 65 | 48 | -26,2 | -17 | 402 | 402 | 0,0 | 0 |
Гомельская обл. | 425 | 429 | 0,9 | +4 | 69 | 64 | -7,2 | -5 | 445 | 479 | 7,6 | +34 |
Гродненская обл. | 344 | 310 | -9,9 | -34 | 47 | 39 | -17,0 | -8 | 377 | 338 | -10,3 | -39 |
Минская обл. | 650 | 649 | -0,2 | -1 | 125 | 148 | 18,4 | +23 | 709 | 684 | -3,5 | -25 |
Могилевская обл. | 384 | 369 | -3,9 | -15 | 49 | 46 | -6,1 | -3 | 421 | 404 | -4,0 | -17 |
г. Минск | 573 | 565 | -1,4 | -8 | 20 | 24 | 20,0 | +4 | 617 | 592 | -4,1 | -25 |
Республика | 3186 | 3131 | -1,7 | -55 | 466 | 434 | -6,9 | -32 | 3384 | 3359 | -0,7 | -25 |
В республике и регионах страны дорожно-транспортная обстановка характеризовалась в целом стабильностью и подконтрольностью органам внутренних дел. Так, в большинстве районов и городов страны (60,6%; 83 из 137) складывалась благоприятная дорожно-транспортная обстановка:
- не допущено гибели людей в ДТП (19,0%; 26);
- обеспечена динамика снижения количества жертв дорожных происшествий (44,5%; 61);
- не допущено роста данного показателя (16,1%; 22).
При этом количество погибших в ДТП возросло более чем в каждом третьем районе (городе) республики (39,4%; 54).
Наиболее сложная ситуация с гибелью людей в ДТП (число погибших возросло на 3 и более) отмечена в:
- г. Бресте (с 6 до 10), г. Барановичи (с 2 до 5) и Ганцевичском (с 2 до 5) районе Брестской области;
- Докшицком (с 0 до 3) и Сенненском (с 0 до 3) районах Витебской области;
- Гомельском (с 3 до 8) и Светлогорском (с 4 до 7) районах Гомельской области;
- Новогрудском (с 0 до 5) и Ошмянском (с 1 до 4) районах Гродненской области;
- Березинском (с 1 до 5), Вилейском (с 2 до 5), Дзержинском (с 2 до 5), Крупском (с 1 до 4), Любанском (с 0 до 3), Мядельском (с 0 до 3), Пуховичском (с 4 до 7), Смолевичском (с 10 до 24), Солигорском (с 5 до 9) и Червенском (с 4 до 7) районах Минской области;
- Быховском (с 0 до 3), Кировском (с 0 до 3) и Мстиславском (с 0 до 4) районах Могилевской области;
- Московском (с 0 до 3), Октябрьском (с 0 до 5), Советском (с 0 до 3) и Фрунзенском (с 3 до 6) районах г. Минска.
В 2023 г. наиболее распространенными категориями и видами ДТП явились:
- ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода – 957 (2022 г. – 971) дорожных происшествий (30,6% от общего количества ДТП), в которых 177 (165) человек погибли (40,8% от общего числа погибших) и 811 (841) получили ранения (24,1% от общего количества раненых);
- столкновение на перекрестке – 381 (2022 г. – 385) дорожное происшествие (12,2%), в которых 27 (19) человек погибли (6,2%) и 485 (465) получили ранения (14,4%);
- наезд на велосипедиста – 336 (2022 г. – 293) дорожных происшествий (10,7%), в которых 34 (41) человека погибли (7,8%) и 306 (257) получили ранения (9,1%);
- опрокидывания – 331 (2022 г. – 358) дорожное происшествие (10,6%), в которых 41 (54) человек погиб (9,4%) и 393 (381) получили ранения (11,7%);
- наезд на препятствия – 288 (2022 г. – 298) дорожных происшествий (9,2%), в которых 42 (63) человека погибли (9,7%) и 328 (326) получили ранения (9,8%).
Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП, в 2023 г. явились:
нарушение ПДД водителями, в т. ч.:
- нарушение правил проезда пешеходных переходов – 537 (2022 г. – 472) дорожных происшествий (20,7% от числа ДТП по вине водителей), в которых 31 (34) человек погиб и 514 (455) получили ранения;
- несоблюдение очередности проезда перекрестков – 331 (2022 г. – 361) дорожное происшествие (12,8%), в которых 24 (13) человека погибли и 412 (423) получили ранения;
- превышение установленной скорости движения – 267 (2022 г. – 286) дорожных происшествий (10,3%), в которых 34 (55) человека погибли и 316 (324) получили ранения;
- нарушение правил маневрирования – 255 (2022 г. – 278) дорожных происшествий (9,9%), в которых 27 (23) человек погибли и 273 (299) получили ранения;
- несоблюдение дистанции – 175 (2022 г. – 174) дорожных происшествий (6,8%), в которых 4 (10) человека погибли и 208 (205) получили ранения;
- выезд на полосу встречного движения – 91 (2022 г. – 99) дорожное происшествие (3,5%), в которых 23 (44) человека погибли и 140 (147) получили ранения;
- неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки – 76 (2022 г. – 54) дорожных происшествий (2,9%), в которых 1 (5) человек погиб и 89 (62) получили ранения;
нарушение ПДД пешеходами, в т. ч.:
- переход дороги в неустановленном месте – 80 (2022 г. – 81) дорожных происшествий (28% от числа ДТП по вине пешеходов), в которых 23 (20) человека погибли и 59 (63) получили ранения;
- нахождение на проезжей части без СВЭ в темное время суток – 64 (2022 г. – 82) дорожных происшествия (22,4%), в которых 32 (41) человека погибли и 33 (41) получили ранения;
- неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 61 (2022 г. — 52) дорожное происшествие (21,3%), в которых 8 (7) человек погибли и 59 (47) получили ранения.
Наряду с этим сопутствующим фактором 23 (2022 г. – 35) дорожных происшествий (0,7% от общего количества ДТП) явилась техническая неисправность транспортного средства, 35 (2022 г. – 45) ДТП (1,1%) – неудовлетворительное состояние дорог.
В 2023 г. в республике отмечено снижение количества ДТП (-13,0%; с 269 до 234; -35), совершенных по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, погибших (-28,4%; с 81 до 58; -23) и раненых (-6,9%; с 274 до 255; -19) участников движения в таких ДТП. Наряду с этим уменьшилось число ДТП (-24,1%; с 212 до 161; -51), совершенных по вине лиц, не имеющих права управления, погибших (-59,3%; с 64 до 26; -38) и раненых (-12,1%; с 215 до 189; -26) в указанных дорожных происшествиях граждан.
В прошедшем году, несмотря на снижение количества дорожных происшествий (-1,4%; с 971 до 957; -14) с участием пешеходов и раненых (-3,6%; с 841 до 811; -30) в них людей, зарегистрирован рост числа погибших (+7,3%; с 165 до 177; +12) в таких ДТП граждан.
В 2023 г. в республике также снизилось количество дорожных происшествий (-4,7%; с 300 до 286; -14), совершенных по вине пешеходов, и раненых (-10,2%; с 226 до 203; -23) в таких ДТП людей. Вместе с тем возросло число погибших (+12,5%; с 80 до 90; +10) по вине рассматриваемой категории участников движения.
По итогам прошедшего года отмечено снижение количества ДТП (-16,5%; с 139 до 116; -23), совершенных по вине нетрезвых пешеходов.
В прошедшем году в целом по стране отмечен рост количества дорожных происшествий (+14,7%; с 293 до 336; +43) с участием велосипедистов и раненых (+19,1%; с 257 до 306; +49) в указанных происшествиях людей. Наряду с этим сократилось количество погибших (-17,1%; с 41 до 34; -7) участников движения в таких ДТП.
В 2023 г. несмотря на увеличение количества зарегистрированных в республике ДТП (+9,2%; с 379 до 414; +35) с участием детей и раненых в них несовершеннолетних (+11,4%; с 396 до 441; +45), сократилось число погибших в дорожных происшествиях детей (-12,5%; с 16 до 14; -2).
В разрезе категорий чаще других участниками ДТП становились дети-пассажиры (165 или 36,3% от общего количества пострадавших в ДТП детей). Так в 2023 г. 9 (64,3% от общего количества погибших в ДТП детей) несовершеннолетних пассажиров погибли и 156 (35,4% от общего количества раненых в ДТП детей) получили ранения.
Участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов стал 161 (35,4%) несовершеннолетний, из них 3 (21,4%) погибли и 158 (35,8%) были травмированы.
В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 109 (24,0%) детей, из них 2 (14,3%) погибли, 107 (24,3%) ранено.
По итогам прошедшего года травмы получили 20 (4,4%) несовершеннолетних водителей.
Негативные тенденции в состоянии детского дорожно-транспортного травматизма обусловлены увеличением числа зарегистрированных дорожных происшествий (+78,7%; с 61 до 109; +48) с участием несовершеннолетних, передвигающихся на велосипедах, погибших (с 1 до 2) и раненых (+78,3%; с 60 до 107; +47) в них детей.
Наряду с этим возросло число травмированных в ДТП пассажиров моложе 18 лет (+3,1%; с 159 до 164; +5).
72,2% (299 из 414) ДТП с участием детей произошло по вине водителей транспортных средств.
В 2023 г. в республике сократилось количество ДТП, произошедших в сельских населенных пунктах (-3,5%; с 229 до 221; -8), и погибших (-33,3%; с 45 до 30; -15) в таких дорожных происшествиях людей. Вместе с тем по итогам 2023 г. отмечено увеличение числа раненых (+6,3%; с 207 до 220; +13) в рассматриваемых ДТП граждан.
По итогам прошедшего года в республике возросло число дорожных происшествий с участием мототранспорта (+11,5%; с 314 до 350; +36), а также погибших (+41,4%; с 29 до 41; +12) и раненых (+8,8%; с 317 до 345; +28) в таких ДТП участников движения.
Следует отметить, что большинство дорожных происшествий с участием мототранспорта (60,0% или 210 из 350), а также погибших (61,0% или 25 из 41) и раненых (60,9% или 210 из 345) в них людей зарегистрировано по вине водителей указанной категории транспортных средств.
Наибольшее число всех ДТП регистрировалось в пятницу (480), субботу (476) и понедельник (453), погибших в ДТП – в понедельник (79) и субботу (77), раненых – в субботу (524), пятницу (519) и понедельник (490).
По времени суток чаще всего ДТП регистрировались в периоды времени с 7 до 9 часов и с 17 до 21 часов, случаи гибели в ДТП – с 15 до 16 часов и
с 17 до 22 часов, ранения — с 7 до 9 часов, с 15 до 16 часов и с 17 до 21 часа.
Справочно: Значительное влияние на высокий количественный показатель по погибшим и раненым в дорожных происшествиях людей в такой день недели, как понедельник, и в период времени с 15 до 16 часов существенно повлияло ДТП, имевшее место 20 февраля 2023 г. в Смолевичском районе Минской области.
Составлено по материалам, представленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, а также сайтов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, материалам Интернета из открытых источников.